«А древо жизни пышно зеленеет…»
Недавно, просматривая архивные материалы в библиотеке Управления Росприроднадзора по Республике Северная Осетия-Алания, наткнулась на несколько паспортов памятников природы местного значения. Памятниками этими оказались… деревья. Казалось бы, что интересного они нам могут поведать? Однако… могут.
Жители республики знают дуб-патриарх, который является ровесником города Моздока. Дуб черешчатый высотой 15 м с диаметром ствола 1,3 м на высоте груди имеет возраст около 250 лет. Этот безмолвный «старичок» наверняка помнит, как создавалась крепость Моздок (см. фото), помнит каждую человеческую судьбу, связанную с ним.
Могли б деревья говорить… По словам кандидата биологических наук Константина Попова, этот могучий великан, представитель девственных лесов по берегам Терека и уцелевших лесных деревьев 17 века, возможно, видел Емельян Пугачев. Этот дуб – один из памятников природы, он же – памятник истории, имеющий общественную ценность. Дерево огорожено цепью, а под кроной дерева установлена мемориальная табличка, призывающая беречь этого «старца».
А вот паспорт реликтового дерева гингко. Кстати, дерево это экзотическое, «переселенец» из дальних стран – современник динозавров гингко («живая окаменелость», по образному выражению Ч.Дарвина). Когда-то эти деревья использовали для обогащения зеленого наряда города Владикавказ. Государственному памятнику природы в момент составления паспорта (1987 г.) было 100 лет, высота дерева была 19 м, обхват ствола – 2,5 м, диаметр – 1 м. Дерево растет во дворе детского сада № 106 по ул. Тамаева, 46 нашей столицы.
Кстати, в этом же дворе, согласно другому паспорту, должен находиться бук «Восточный» – памятник природы высотой 25 м, обхват ствола – 3,15 м, диаметр – 1,36 м. На тот момент, когда был составлен паспорт, буку было 190 лет.
Стало интересно: а живы ли долгожители, не срубила ли их чья-то рука. Ведь в наше время нечасто зеленым старожилам удается дожить до преклонного возраста. Топор, ветер или другие воздействия сокращают век городских многолетних деревьев, в то время как и в горных ущельях сохранились одинокие деревья, которым по 300-500 лет. Со многими из них связаны живущие в осетинском народе легенды и предания. Некоторые деревья-долгожители являются священными.
Но вернемся во двор детского сада на ул. Тамаева. К счастью, оба дерева – и гингко, и бук восточный – по-прежнему находятся на его территории и поражают всех своей роскошной кроной, причудливым строением стволов. Реликтовому дереву гингко сейчас 118 лет, буку – около 120!
Еще один памятник природы, о котором захотелось узнать подробнее, – дикая груша, в паспорте которой записано: «Одним из знаменитых деревьев в Ирафском районе является дикая груша, произрастает в с. Чикола (во дворе Цомаевых). Возраст более 250 лет. Ствол диаметром около 2 м, очень большая крона, высота около 30 метров. Каждый год дает большой урожай плодов (до 1,5 т). Первые жители Чиколы поселились у этого дерева». Оказалось, груша и сейчас находится во дворе у Цомаевых, плодоносит и укрывает своей прекрасной кроной третье поколение чиколинцев!.. Сейчас ей почти 270 лет!
Вот такие деревья растут у нас в республике. Жаль, что далеко не на все редкие деревья составлены паспорта. Из всех известных и неизвестных нам деревьев-памятников только дуб в Моздоке охраняется как ценный биологический и культурно-исторический объект. За остальными ухаживают частные лица или организации, в зависимости от того, где это редкое дерево растет. Грушу охраняет не только семья Цомаевых, но и все чиколинцы. За гингко и буком ухаживают работники детского сада № 106.
Эти деревья не просто памятники живой природы, но и объекты научного значения, поскольку представляют большую ценность.
Специалистами лесного хозяйства, учеными ведется большая работа по отбору из миллионов деревьев лучших, так называемых «плюсовых» – «рекордсменов» по быстроте роста, наличию ценных наследственных свойств. Таковых оказалось на данный момент 110. Теперь из семян этих деревьев можно будет выращивать сеянцы с улучшенными наследственными качествами. В основном это бук, ясень, дуб красный. Они ценны как источник семенного материала для создания высокопродуктивных лесов. Их важно сохранять, ибо эти деревья прошли отбор в борьбе против болезней и вредителей, влияния стихии. Это бесценный зеленый генофонд. Через много-много лет эти деревья тоже будут свидетелями нашего времени…