АРХИТЕКТОРЫ ПРЕДСТАВИЛИ ПЛАНИРОВКУ НОВОГО ПЕРМСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ
В Перми архитекторы, инженеры и специалисты по акустике провели презентацию планировочных решений при реконструкции комплекса зданий Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.
В Перми будет построен новый оперный зал классического итальянского типа на 1000 зрителей, который предполагает плотный контакт между зрителем и артистом. На презентации обсуждались фасады, интерьер и планировка нового здания, акустика и театральные технологии новой сцены, конструктивные и инженерные решения, соответствие проекта требованиям надзорных органов.
- Важно, чтобы наше поколение дало театру новую жизнь, - заявил губернатор Олег Чиркунов. - При этом надо сделать так, чтобы на ближайшие 50-100 лет театр, сохранив ауру, стал молодым и сильным.
Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис сформулировал несколько ключевых принципов, на которые должны ориентироваться проектировщики, реализуя задумки архитектурного бюро Дэвида Чипперфилда.
Во-первых, при выборе между дизайном и акустикой главной должна стать акустика. Поставлена цель - построить лучший в мире с точки зрения звука зал. Но при этом для отделки необходимо использовать дерево, а российские нормативные документы запрещают использование горючих материалов при строительстве залов вместимостью более 800 человек.
Во-вторых, при проектировании реконструкции существующего зала приоритетом должно стать сохранение его исторической ауры. Ведь большинство старых театральных залов в стране разрушены именно при реконструкции, и может получиться так, что пермский будет одним из немногих уцелевших.
Главной же темой дискуссии стало предложение Теодора Курентзиса отказаться от строительства репетиционного зала на 200 мест и заменить его еще одним полноценным залом, предназначенным для симфонических концертов.
- Оперно-балетный зал с точки зрения акустики похож на подкову, а идеальная форма концертного зала - "коробка из-под обуви", - говорит губернатор Пермского края Олег Чиркунов. - На эту тему разгорелась жаркая дискуссия. Вся российская часть против такого изменения проекта, а вся западная, включая представителей Чипперфильда, поддержала Курентзиса. Был предложен вариант архитектурного решения с тремя залами. Понятно, что это пока набросок. По этой теме не договорились, но, похоже, пошли по пути некоего компромиссного решения: изучить возможность замены репетиционного зала на концертный на 600 зрителей, без радикального изменения объемного решения. В этом зале, кстати, можно применять дерево для отделки.
Напомним, проект бюро Дэвида Чипперфилда по реконструкции оперного театра признан победителем международного конкурса в марте 2010 года. Он предусматривает строительство нового многофункционального зрительного зала на 1000 мест и реконструкцию существующего зрительного зала на 800 мест. Акустические решения позволят задействовать одновременно две сцены. Так, если на старой сцене будет идти "громкая" постановка, то на новой сцене ее не будет слышно. Новое здание с полукруглым залом будет пристроено к нынешнему театру с тыльной стороны. К этой пристройке примкнут еще два крыла. В одном из них разместятся помещения для репетиций, а в другом - фойе. Таким образом, площади театра вырастут до 28 тысяч квадратных метров против восьми тысяч нынешних. Общая стоимость проекта реконструкции - три миллиарда рублей. Новое здания оперного театра должно быть построено к 2015 году.
В марте 2011 года подписан договор с Санкт-петербургской компанией "КБ высотных и подземных сооружений" (КБ ВиПС) на разработку технического задания для проектирования здания Пермского театра оперы.
Проектирование новой сцены Пермского театра оперы и балета по проекту Дэвида Чипперфильда завершится в конце 2012 года. На выполнение проектных работ привлечены внебюджетные средства - 580 миллионов рублей.