Автопутешествие "По весенней Перми"


Наверное Вы со мной согласитесь, что путешествие по родному городу тоже доставляет не малое удовольствие, а если прогулка со смыслом, то это вдвойне приятно. Как коренной пермяк не могу не радоваться переменам  в нашем городе, а еще больше тому (ну, это из разряда того, что каждый кулик хвалит свое болото...), что  есть в нашем городе удивительные места, которые сохранились несмотря ни на какие перемены и даже скажу больше перестроенные или возведенные вновь они становятся достоянием города на долгие годы... Ух, как сказано... Даже дыхание перехватило... Снова проснулось чувство гордости за свой город... Но, о чем это я? Ах да, о путешествии... Так вот, город у нас большой и пешком его вряд ли обойти возможно. А мест интересных много... 

Весна. Апрель. Солнечный субботний день. Выехав из центра города и поднимаясь по Северной дамбе, мы едем в Мотовилиху. Кто-то скажет: «Ну и что... Я каждый день езжу по этому маршруту». И будет прав... А ведь еще недавно, всего каких-то 100 лет назад, за деревней Горки, что стояла на верху, на знаменитой Красной горе (практически за сегодняшним пермским Цирком), по полям шел Соликамский тракт, соединявший в то время город Пермь и поселок-завод Мотовилиху. А люди, жившие в Мотовилихе, ездили на работу в Пермь не как мы на автобусе, трамвае или автомобиле, а на теплоходе по Каме. Но, это лишь приятные воспоминания из истории нашего города, а мы тем временем уже спускаемся вниз к улице 1905 года где наша первая остановка. Здесь находится Музей истории «Мотовилихинских заводов». 

На открытой музейной площадке знаменитая пермская «Царь-пушка», отлитая в 1868 году, из которой в свое время было сделано более 300 выстрелов, системы залпового огня, ракетные установки и другие образцы военной техники, которые производил завод.  Жаль, что сам музей в этот день не работал, но это не могло быть препятствием нашему автопутешествию и мы отправились дальше в Пермский Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь.  Двести лет назад, когда Мотовилихинский казенный завод был отделен от прихода Петро-Павловского собора, в самом центре Мотовилихи была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. В 1828 году взамен обветшалой деревянной церкви построили каменную. В год своего 100-летия Мотовилихинская Свято-Троицкая церковь была возведена в ранг Собора. В 1936 году Собор был закрыт, все священники были арестованы и погибли в лагерях, а здание полностью переоборудовано под хлебокомбинат. В конце 1930-х годов церковь была почти полностью разрушена и лишь в 1994 году началось ее восстановление. Был официально зарегистрирован Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь. Вместе с реконструкцией Свято-Троицкого храма создаются монастырские скиты на базе открывающихся или строящихся церквей. Храм Божией матери «Скоропослушницы» в пос. Верхняя Курья, в деревне Успенка (Свято-Успенский Трифонов мужской скит) где в XVI веке во времена похода Ермака жил преподобный Трифон Вятский. 

Прогулявшись вдоль монастырской стены, зайдя во внутрь и обойдя храм  мы спустились вниз где раскрыл перед нами свои двери «Райский сад» (Сад имени Свердлова). Ротонда с восемью колоннами, памятник «Скорбящий ньюфаундленд», скульптурная композиция «Ангел», водопропускной канал с мостиками. Именно здесь, на этом месте был Мотовилихинский казенный завод, а теперь хорошее место для отдыха в нашем шумном , находящемся в бесконечном движении городе. Но самое удивительное — пермская «Красная площадь», сохранившаяся для нас как отзвук того далекого революционного времени... После нее ну как не съездить на гору Вышка... Памятник "Борцам революции", воздвигнутый в 1920 г.; единственный из сохранившихся до наших дней. Самая высокая точка города. Смотровая площадка. Панорама Мотовилихи и реки Кама. Весна. Солнце. В общем настроение уже на пике... Следующая остановка Камская ГЭС.

Удивительное сооружение, памятник великой эпохи гидростроительства, Излюбленное место пермских рыбаков. Первый проект ГЭС на Каме был разработан еще в 1930-е годы, но реализован он тогда не был. После войны проект переработали и в 1949 году началось строительство. В 1954 году состоялось торжественное открытие и пуск первого агрегата.

Постояв у воды и услышав шелест набегающих на берег волн перед глазами яркие картинки долгожданного лета. Еще немного побродив и послушав рассказы бывалых рыбаков о крупных лещах пойманных практически голыми руками поехали дальше.

Верхняя Курья. Богоявленский мужской монастырь, красивейшее место на берегу Камы, прямо напротив Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря.  Началась служба. Из церкви донеслось пение. Благовещение. Лазарева суббота. Освещение вербы перед вербным воскресеньем. После службы мы едем обратно в центр города. Прекрасное завершение нашего автопутешествия по весенней Перми.

О.Б.



Путешествие-путеводитель "От Камы до Тагила. Горнозаводское направление"



Пермский клуб автопутешествий в контакте