АВТОПУТЕШЕСТВИЕ "ВДОЛЬ РЕКИ ТЕСНИН" (Пермь - п. Кусье-Александровский - п. Бутон - п. Серебрянка - камень Омутной - д. Харенки - п. Кын)

река ЧусоваяНу вот наступили долгожданные длинные выходные июня, когда мы традиционно открываем сезон экспедиций и путешествий. В этот раз открытие сезона стало как бы продолжением начатого еще в конце прошлого года освоения новых неизведанных мест связанных с большой горнозаводской историей Урала. Последняя наша экспедиция закончилась как раз в Кусье-Александровском. Поиск проезда от Старого Бисера к реке Сылвице тогда окончился неудачно, но все же были разведаны новые дороги по которым мы и разработали новый маршрут для нашего путешествия. Перечитав этой зимой книги Алексея Иванова "Message: Чусовая" и "Золото бунта, или Вниз по реке теснин", поискав в интернете еще всякого интересного и вкусного, так сам по себе и нарисовался маршрут, связанный с историей этих мест простирающихся вдоль реки теснин. Но обо всем по порядку. 

И так, пятница вечер, последние приготовления, сварка подставки под казан. Кстати в этом году еще одно открытие - Казан в походе.... Меню в поездке становится еще более разнообразным и (несомненное удовольствие) каждый уважающий себя мужчина может похвастаться своими кулинарными способностями.... Перед самой поездкой уже сразу была очередь из поваров, каждый день был расписан кто, когда и что.... В итоге приехав на первую стоянку у подножья камня Шайтан, что на р. Койве, сразу же началось некое магическое шаманство вокруг казана не смотря на достаточно позднее время (где-то часа 2 ночи), но как говориться "на дворе белые ночи", наверное одно из самых замечательных времен года у нас на Урале когда все смолкает лишь минут на тридцать, а потом... Снова пенье проснувшихся птиц, какая-то своя лесная суета, совсем не такая как в городе, ведь здесь все живет все движется, мелкая дрожь от легкого прикосновения ветра маленьких еще светло-зеленых листочков на деревьях, бесконечное почти бесшумное течение реки Койвы уносящей свои воды куда-то далеко и лишь откуда-то из-за поворота слышен ее шум на очередном перекате. Суровая и темная лесная стена протянувшаяся вдоль реки, скальные выходы камня Шайтан, а над ней уже рассвет, потом солнце и море эмоций в предвкушении наступления следующего дня. 

Утро. Традиционное посещение камня Шайтан, тоже своего рода уже ритуал. Поднявшись не много в гору на автомобиле и пройдя пешком через небольшой участок леса вдруг выходишь на вершину камня и перед тобой открывается вид на наши уральские просторы. Восьмидесяти-метровый обрыв, а впереди бескрайний лес, небольшая пещера в скале, внизу р. Койва, по которой сплавляются на лодках и катамаранах туристы (и кажется вот вот сейчас не спеша выплывет из-за камня Осташа водивший плоты с рудой от Бисера до Кусьи, молча проведет свой караван мимо острова и также неслышно уйдет дальше вниз по течению). Искусственный водопад в поселке Кусье -Александровский, навесной мост и еще пара достопримечательностей и далее в путь через Усть-Тырым по дороге на Старый Бисер. По пути небольшая поломка. Ремонт и снова в путь. Отворот на пос. Бутон, просеки, по краям болота. Темнеет. Брод через реку Сылвица, нежилой поселок Бутон, разбивка лагеря, быстро поставили палатки и ... пошел дождь который не прекращался целые сутки, благо не очень сильный а точнее мелкий моросящий и конечно же сразу стало прохладнее. На утро от жары вчерашнего дня остались лишь одни воспоминания да сгоревшие плечи давали о себе знать. От дождя стало не много уныло, да еще пустота, лишь два уцелевших дома говорят о том что здесь когда-то тоже кипела жизнь...

Из воспоминаний одного из жителей поселка: "В 1951 году по проммобилизации уехали мы сначала в Молотов, а потом направили нас, калужских в Бутон. Ехали туда через станцию Кын, Кын-Завод, Ослянку, Серебрянку. От Серебрянки на Бутон две дороги: длинная 28 км и короткая конная дорога 18 км. В Бутоне нас ждали новые дома: за год до нас пригнали туда две бригады ФЗУшников-плотников, они эти дома построили. От довоенного поселка остались бараки и комендатура. Основали этот поселок ссыльные в тридцатые годы, они здесь лес заготавливали. А когда началась война, паек им перестали выдавать: видимо, не подвезли продукты. И начался у них голод. Комендантские почуяли чем дело пахнет и сбежали оттуда, а ссыльные остались: в военное время за побег из спецпоселка не помилуют. А когда дошли до ручки, решили все уходить в Серебрянку. Шли они короткой дорогой зимой, 18 км, но до села добрались не все, многие замерзли в дороге. А тех, кто выжил, подобрали Серебрянские мужики... В 1956 году Бутон закрыли, а территорию передали в Свердловскую область. Часть людей уехала в Нижний Тагил, часть - в Новую Мишариху, тогда в 1956-м и основали ее." 

Побродив немного по поселку собрались и поехали по короткой дороге дальше в Серебрянку. Выехали на Гороблагодатский тракт (Н. Тагил-Кушва-Серебрянка-Ослянка-Кын-Крутой лог-Березовка-Кунгур). Это сейчас просто грунтовка, но какая история... С начала 18 века вся продукция как заводов Демидова и других частных владельцев, так и казённых заводов вывозилась к Чусовой и в навигацию сплавлялась водой... Стали появлятся навстречу автомобили и вот уже село Серебрянка. Огромная долина окруженная горами, а в середине словно смотровая площадка небольшой скальный выход с которого открывается великолепный вид. Фото на память и далее до Верхней Ослянки. 

"...Обогнув большой и низкий мыс с покосами и выгоном, Чусовая подкатилась к Ослянской пристани. У причалов стояли три пустые барки, на которые не хватило груза. Прочие суда уже отпустили. В Ослянке заканчивался Гороблагодатский тракт, протянутый от далекого Кушвинского завода. Казенной пристани никто не был указом - ни Демидовы, ни Строгановы, ни Яковлев-Собакин. Даже караванный вал ее не тревожил: как загрузили пустые барки, пришедшие из Илима, так и отправили. Ослянка встречала караваны молча, равнодушно. Но в этом равнодушии была пощада. Глупо радостно палить из пушек, приветствуя вереницы барок, если помнишь, что эти барки уже пробежали полтораста верст и досыта нахлебались страха и смерти..."

Для того чтобы было интереснее ехать перед поездкой нашли на карте дорогу до камня Великан (Высокий), но немного поискав ее в живую так и не нашли. Задачи рубиться не было значит поехали дальше. Немного по Шурышанской дороге, немного по Илимскому тракту что и где точно не могу сказать но слышал что тут они проходят в сторону Еквы, на самом деле лесная дорога между охотохозяйствами по которой ездят егеря. Выезд на Екву уже достаточно большой и проезжаемый. Еще немного дальше и съездка к камню Омутному. 

О наша цивилизация, что только не делают. Еще в 1994 году когда мы сплавлялись по Чусовой и проезжая Омутной это было одно из диких мест, а сейчас на верху сделана небольшая парковка и смотровая площадка с которой открываются великолепные виды. А внизу группа туристов-сплавщиков отдыхая после сплавного дня развлекаются на тарзанке и катаются по берегу на лощадях.

"... У парнишек из Кашки была игра с проверкой - "Болотовы шаги". На Омутном бойце у самого обрыва росла сучкастая сосна-каренга. К сучку была привязана веревка. Надо было уцепиться за нее, разбежаться, огромным прыжком по дуге пронестись по-над пропастью с Чусовой на дне и приземлиться на другой стороне каренги. Кто испугается - тот сыкун, возгря, не мужик; ему только треснутые бабки выпрашивать, а первому бить битой - никогда. И Осташа тоже прыгал, пролетал над бездной в пустоте и ужасе, не канил. Потом какой-то мальчонка из Харенок все-таки сорвался, разбился в лепешку об воду, и отцы, дознавшись, срубили каренгу. Но память въелась, как щелок. И сейчас Осташе казалось, что судьба несет его над бездной тем же великанским шагом. Гонит по лесам от страсти к страсти, и все по дуге мимо Кашки, как мимо каренги. А может, и мимо правды. И Осташа уже очумел: никак этот полет не прекращался..." 

Так незаметно доехали до д. Харенки здесь хороший мост через р. Чусовую и справа после моста отличная стоянка. На утро небо потихоньку стало открываться появилось солнце и дорога до Кына незаметно пролетела.

"...А под небом во все стороны раскатился небеленый холст бескрайнего пространства. Он могуче вздувался пологими горами и провисал лощинами и распадками. Вдоль окоема колыхались, точно дышали, плоские сизые волны - то ли в холодном мареве плавали дальние хребты, а то ли теплый пар отслаивался с остывающей краюхи мира..."

Деревня Рассоленки еще немного около 15-ти км по бетонке и вот село Кын. Остатки старого завода Строгановых, пристань, церковь, музей который почему-то не работал в этот день, а жаль, было бы прекрасное завершение нашего путешествия но все равно отголоски старого времени еще не стерты и старые фотографии на стене музея и остатки плотины еще напоминают путешественникам и туристам о великом прошлом этих мест...

Дорога домой в связи с ремонтом моста в Чусовом увеличилась почти на 100 км, но может быть это и в чем-то знаменательно что мы доехали пусть и не весь, пусть и в современном виде но до Кунгура - Гороблагодатский тракт о чем нам хотели сказать сверкающие от солнца купола старых кунгурских церквей на фоне темного грозового неба и яркой радуги...

О.Б.

Фотоотчет здесь



Путешествие-путеводитель "От Камы до Тагила. Горнозаводское направление"



Пермский клуб автопутешествий в контакте