Особенности национального сплава в зимний период



Пятница, 5 декабря 2008 года, "обычный декабрьский дождь", но, не смотря ни на что, группа энтузиастов-внедорожников-любителей "экстремального сплава по рекам Урала в зимний период", отправилась на разведку новых мест. Почему сплав? - спросите вы. Да все очень просто. Во-первых, никто еще не пробовал в это время года, а раз погода дает такую возможность, так почему бы и нет? А во-вторых, дни в декабре такие короткие, а маршруты такие неизведанные (кто-то типа сказал, что проезжали, мол, лет 12 назад теми дорогами), а шансов заночевать, где-то в дебрях пермского бездорожья предостаточно, что всего этого нам показалось многовато для одного выходного дня. Но, не смотря на это, небольшой фурор мы все-таки смогли произвести на беспечно отдыхающую на базе публику, которая смотрела на нас, мягко говоря, удивленно и похоже после нашего чудо-сплава нашлись даже последователи, которые обещали уже в следующие выходные повторить подвиг "героев-внедорожников-экстремалов". Но, обо всем по-порядку.

Одна из наших экспедиций закончилась в п. Усть-Койва и, уезжая, как положено, бросив монетку в реку обещали вернуться сюда уже скоро (но по-совести говоря, не ожидали, что так быстро это произойдет). Места там действительно удивительные и, похоже, еще не раз мы поедем туда. Нынче же нас интересовало одно знаменательное место, обозначенное на карте как Створ (нежил.). Много слухов-легенд ходит об этом и чтобы развеять их необходимо самим побывать там. Что, в общем-то, мы и сделали. Дорога от Кусье-Александровска до базы порадовала обилием снега (что и было обещано в предварительном разговоре с начальником базы). Прибыв на место, поздно вечером и расположившись в забронированном заранее домике. (Как говорится устали с дороги и … в думах о предстоящей разведке коротали оставшееся время до рассвета). 

Утром, в субботу, 6 декабря. Все как надо, по-зимнему, вокруг снег на деревьях и на земле, заснеженные вершины чусовских камней, возвышающиеся над рекой. Все вокруг серо и уныло, и только вода в реке зеленеет на этом фоне да шумит перекатами. Сбор и спуск на воду трех "внедорожных" судов (вода ведь это тоже по-своему бездорожье, не правда ли…). Распределение мест и, пройдя небольшой перекат в устье реки Койва, мы очутились на середине Чусовой. Сплавляемся, мы значит, сплавляемся... Известные и дорогие всем любителями весеннего и летнего сплава названия: "Филин", "Красный", "Поныш", "Шаков", пещера "Печка", а за ней начинается "СТВОР". (Еще 14 лет назад проплывая мимо и глядя на безжизненную возвышенность, это сейчас она заросла березняком, а тогда еще ни деревьев, ни чего на ней не было, просто голая возвышенность с остатками каких-то каменных строений и ощущения какие-то не понятные, даже не передать словами). Одна только мысль: "надо как-нибудь сюда еще раз приехать и подробней все рассмотреть-разведать". Подплываем ближе и наши ожидания оправдались на все сто.

Крест с табличкой "Музей без гида", разрушенная стена, а на стене надпись "Бывшая политзона "СТВОР", далее 5-метровая деревянная конструкция, имитирующая лагерную вышку. На четырёх её гранях установлены информационные стенды, рассказывающих об истории этого лагеря, а также информирующих об общем количестве жертв террора в Пермском крае. На одном из стендов размещена архивная копия схемы лагеря, датируемая 1951 годом. Далее фундаменты бараков для заключённых, остатки промышленных объектов, многочисленные предметы быта и труда заключённых, столбы с колючей проволокой. В общем, перед нами самый настоящий музей под открытым небом. А всем, кто трудился над сохранением в памяти будущих поколений пусть даже таких страшных и трагических страниц в истории нашего государства - наше СПАСИБО!

БЫВШИЙ ЛАГЕРЬ "СТВОР" (краткая история)

"… Свою историю он ведёт с конца 1942 года, когда советское правительство приняло решение о строительстве на реке Чусовой Понышской ГЭС. В первые и самые трудные годы Великой Отечественной войны промышленность Прикамья нуждалась в новых источниках электроэнергии. Решение этой проблемы первоначально видели не только через быстрое строительство новых шахт по добыче угля, но и через возведение на реках Усьве, Вильве и Чусовой ряда маломощных гидроэлектростанций. Ответственным за их возведение стало Главное управление лагерей (ГУЛАГ) при Народном комиссариате внутренних дел СССР. 
На строительных работах использовались в основном заключенные специально создаваемых исправительно-трудовых лагерей - Понышлага, Широклага и других. Если говорить о первом из них - Понышском исправительно-трудовом лагере, то его управление находилось на станции Всесвятская, а основная зона была построена здесь - в урочище Створ, где хотели построить основную плотину на реке Чусовой. Тысячи людей, большую часть которых составляли так называемые "политические", т.е. осуждённые по печально известной 58-ой статье УК РСФСР, в глухой тайге рубили лес, корчевали пни, подготавливая ложе водохранилища и базу будущей гидроэлектростанции, добывали уголь, строили бараки, жилые и хозяйственные объекты. Первоначально все постройки носили временный характер, так как планировали построить ГЭС за два года. Сотни людей умерли, не вынеся исключительно тяжёлых условий труда и жизни. При этом строительство плотины так и не было завершено - в 1944 году все работы были свёрнуты. Лагерь на какое-то время стал "проверочно-фильтрационным" для бывших советских военнослужащих, прошедших через фашистские концлагеря. 

В 1946 году отдельный лагерный пункт №1 "Створ" ИТК №10 приобрёл статус лагеря "для принудительных каторжных работ", в котором опять же должны были отбывать и отбывали до 1953 года "политические" заключённые. С "приобретением" нового статуса и соответствующим ужесточением режима содержания смертность среди более 2,5 тысяч заключённых резко возросла. После смерти Сталина и массовых амнистий зона сохраняла статус "политической". В 1962 году участок "Створ" ИТК №10 был преобразован в самостоятельную колонию общего режима №33, просуществовавшую до 1972 года. С закрытием зоны прекратил своё существование в 1975 году и посёлок Створ, в котором проживали семьи охранников…" 

Молча, обойдя весь мемориальный комплекс "СТВОР", вернувшись к лодкам и почтив память, мы отправились дальше. Спустившись еще не много вниз по реке, до острова Исаковский, развернулись обратно, так как уже вечерело, и возвращаться на базу в полной темноте без фонарей ой как не хотелось. Вечер делились друг с другом своими впечатлениями от увиденного и решили, что в следующем году обязательно еще раз сюда приедем. 

На утро снег совсем растаял и всю дорогу до Перми нас сопровождал "обычный декабрьский дождь"...

О.Б.





Путешествие-путеводитель "От Камы до Тагила. Горнозаводское направление"



Пермский клуб автопутешествий в контакте