По горнозаводскому Уралу на автомобиле
«Урал — вот край редкий, почти единственный в России по красоте природы и ее богатству и разнообразию, край, который ожидает к себе туристов, чтобы дать им неисчислимые наслаждения, чтобы доставить им редкостные удовольствия и показать, насколько богата, насколько очаровательна, насколько разнообразна его природа.
В этом отношении он может решительно удовлетворить всякого туриста, — будь то ученый путешественник, исследователь с геологическим молотком, ботанической папкой, энтомологическим сачком; будь то художник с кистью и альбомом; будь то писатель с записной книжкой и карандашом; будь то коммерсант, изучающий экономическое положение России; будь то просто любитель природы, которого интересует его богатая, разнообразная, обширная родина. Который любит Россию…
Урал… Да найдется ли что подобное для туриста-автомобилиста, где бы он нашел для себя столько впечатлений, наблюдений, чтобы познать свою Россию. Недаром Урал издавна привлекает к себе иностранцев, недаром его так часто посещают ученые путешественники, недаром это — рубеж, граница естественная Европы и Азии, за которой расстилается обширная и таинственная Сибирь…
Кто не приходил в удивление перед богатствами недр земли, заключающих платину и золото? Кто уезжал с Урала, не пораженный его лесным богатством? Для автомобилиста тут, на Урале, самые разнообразные по интересу маршруты. В сторону г. Перми от Екатеринбурга тянется более чем на 300 верст знаменитый, стоящий миллионы сибирский тракт, с двумя роскошными аллеями екатерининских березок, с кипучими деятельностью своей металлургическими заводами, с горами и равнинами, с горными речками и судоходными реками, с самым разнообразием растительности, начиная от могучих елей и кончая липовыми ароматными рощами, со скалами и причудливыми каменными палатками.
И вместе с этим разнообразием турист всюду встретит человека и самое открытое радушие и гостеприимство даже среди самого простого сельского населения — гостеприимство прославленное всеми путешественниками.
Здесь, на Урале, турист, может быть, не найдет всюду только одного — комфортабельных гостиниц, изысканного стола; но все это ему заменит с избытком природа с ее чудными видами по пути, с ее разнообразием и роскошью растительности, с ее чистым горным воздухом, как-то особенно подкрепляющим, оживляющим городского, занятого, уставшего человека.
Самые лучшие для автомобильных поездок здесь месяцы, разумеется, как и всюду в России, — это май, июнь, июль и август, когда со всей роскошью развивается растительность, когда со всей прелестью переживает медовый месяц сама природа, когда все кипит жизнью, когда всюду приволье и хорошие дороги.
Нет сомнения, что с развитием туризма на Урале, там будут основаны в будущем многочисленные санатории и курорты. Нет сомнения, что туризм внесет на Урал новую жизнь, которая пока доступна богатым людям. Для этого есть все на Урале: и горный воздух, и швейцарские виды, и минеральные разнообразные источники, и нарождающиеся курорты, не говоря уже о горных экскурсиях, к которым уже стремится местный житель и которые в будущем войдут в его жизнь такой же могучей, требовательной потребностью, как это мы видим теперь в Швейцарии.»
К. Носилов, 1917 (с сокращениями, орфография современная)