Путешествие из Перми в Мотовилиху и обратно

Занимаясь путешествием-путеводителем «От Камы до Тагила. Горнозаводское направление», по местам где находились уральские горнозаводские заводы, естественно очень хотелось внести в него еще два завода: Егошихинский и Мотовилихинский. Но, смысл путеводителя все же немного другой и в начало путешествия наши пермские заводы не вписывались, поэтому мы их и оставили для будущих путешествий, но мысль о том, что еще в начале XX века Пермь и Мотовилиха были два разных населенных пункта не покидала...
Между Пермью и Мотовилихой по Каме было пароходное сообщение, а на высоком берегу находились три деревни – Мотовилихинские Горки, Крестьянские Горки и Городские Горки. Всего 4 версты отделяло Пермь и Мотовилиху... Для заядлых путешественников это не расстояние и дождавшись хорошей погоды, наметив наиболее интересные места для нашего путешествия мы отправились вперед, навстречу с историей...
Спустившись к Речному вокзалу и немного понаблюдав за рыбаками пошли дальше в сторону Мотовилихи. Старый пляж... Место тихое и спокойное... Вроде и в центре Перми, а тишина такая будь-то ты уехал далеко-далеко от этого шумного и суетливого города... Бетонная набережная со старыми лесенками постепенно зарастает. Сейчас весна и вода в Каме большая, а летом здесь песчаный берег и в общем-то хорошее место для отдыха, но его почему-то не облагораживают и оно вот уже лет тридцать, а может и больше в таком неприглядном виде...
Дойдя до забора Мотовилихинских заводов поворачиваем и идем далее вдоль забора. Оглянувшись назад и еще раз понаблюдав за великолепной панорамой (Красная горка, набережная, мост через Каму) опять повернули вдоль забора... Где-то здесь, около Мотовилихинских заводов был остров, названный позднее как остров Мертвых... Говорят, что он использовался в годы Гражданской войны как место казни... Со строительством ГЭС в середине 1950-х годов остров был затоплен унеся с собой тайны, которые его окружали...
Обойдя по берегу Мотовилихинский завод мы вышли к насыпи ПГС. Место, где в 2006-2009 годах проводились внедорожные соревнования по джип-триалу, активное участие в организации которых принимали и мы... В связи с тем, что там постоянно проводились работы, рельеф этого места никогда не повторялся... Вот и сейчас он как всегда необычен. Если немного по фантазировать, то словно находишься на луне, а вокруг тебя лунные кратеры и безжизненная космическая пустыня...
Выйдя на улицу Смирнова снова окунулись в городскую суету. Шум проезжающих мимо автомобилей заставил нас свернуть на ул. 1905 года. Музей истории Мотовилихинских заводов и экспозиция под открытым небом. Дом-музей Н.Г. Славянова (Здесь с 1888 по 1893 годы жил со своей семьёй выдающийся инженер-металлург, изобретатель дуговой сварки плавящимся металлическим электродом). Памятник труженикам тыла (посвящен рабочим завода, которые в годы Великой Отечественной войны производили оружие для советской армии).
Пройдя вдоль железной дороги до заводоуправления поднялись по лестнице и вышли прямо в сквер в Рабочем поселке (раньше эта местность называлась «Зайва», а здесь находилось кладбище селения Мотовилиха). Поклонный крест (в память о жителях Мотовилихи, погибщих за Родину в разные годы: начиная с Первой мировой и заканчивая сегодняшним днем). Памятник военнослужащим, погибшим в мирное время. Мемориал в честь рабочих Мотовилихинского завода, погибших в Великую Отечественную войну.
Небольшой участок улицы 1-ой Набережной и мы словно в старой деревянной Мотовилихе... Выйдя на Уральскую снова перед нами каменные дома Рабочего поселка образца 1920-х — 1930-х годов. Политехнический колледж Н.Г. Славянова. На другой стороне улицы 5-этажное здание заводского рабочего кооператива, которое было построено в конце 1935 года для ИТР Мотовилихинских заводов - Дом специалистов. Культурно-деловой центр «Мотовилиха» (в прошлом Дворец культуры им. В.И. Ленина), построенный в 1963 году. Пройдя сквер им. Р. Землячки (за которым в 1930-е годы находился аэродром), мы идем в сторону Цирка где после слияния Перми и Мотовилихи предполагалось строительство нового центра, но с началом войны эти проекты были заморожены... Перед Цирком еще одно необычное здание, построенное в 1930-е годы — общежитие политехнического колледжа им. Н.Г. Славянова. С 1937 по 1944 годы здесь находился военно-механический техникум. После войны здание перестроили под общежитие.
За Цирком мы снова идем в сторону Камы. Здесь когда-то была деревня Крестьянские Горки. Вышли к самому обрыву над Камой. Великолепие камских просторов наполняло нас словно паруса, но закончить свое путешествие мы решили все же внизу в Разгуляе, спустившись с горы и пройдя по старому трамвайному мостику, как бы вернувшись снова в Пермь...
О.Б.
Фотоотчет о путешествии