С.М. Прокудин-Горский – родоначальник русской цветной фотографии

Цветное фото нынче стало обыденностью, оно заполнило интернет, и мало кому приходит в голову, что этим чудом мы в немалой степени обязаны русскому ученому — химику и мастеру фотографии Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому. И уж тем более немногие знают, что Прокудин-Горский некогда снимал в цвете виды на территории будущего Горнозаводского района.

История жизни ученого и фотографа

С.М. Прокудин-Горский родился 18 (31) августа 1863 г. в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора, что во Владимирской губернии. Родители его принадлежали к одному из старейших дворянских родов в России, который берет свое начало от героя Куликовской битвы — воеводы Петра Горского.

Образование Прокудин-Горский получил в Технологическом институте в Петербурге (1889), где увлекся химией. Что и неудивительно, поскольку одним из наставников Сергея Михайловича был сам Д.И. Менделеев. Дальнейшее изучение химии привело Прокудина-Горского к сотрудничеству с изобретателями Адольфом Мите и Жюлем-Эдме Момене, которые искали химическое решение проблемы цветной фотографии.

К середине 1890-х гг. Сергей Михайлович становится превосходным фотографом, блестяще знающим все технические аспекты этого искусства. Он пишет научные работы и рекомендации по выполнению качественных снимков. Причем он в числе первых ясно осознает, что безупречная фотографическая техника нужна не праздным туристам, но в первую очередь исследователям разных направлений. Поэтому среди работ Прокудина-Горского можно найти вот такие, например: «О фотографировании падающих звезд (звездных дождей)» (1898) — доклад, предназначенный для астрономов. И ведь предугадал! Сегодняшняя астрономия вообще не ведется «на глазок», у окуляра телескопов человека заменила чувствительная фотокамера.

На рубеже веков немецкий ученый Адольф Мите добился успеха в попытках построить первую цветную фотокамеру, работы по созданию которой завершились в 1902 г. Прокудин-Горский в это время пребывал в лаборатории Мите под Берлином и активно помогал ученому. В 1905 г. Сергей Михайлович продвинулся значительно дальше своего иностранного коллеги и получил бромосеребряную пластину, чувствительную ко всем цветам спектра.

Но еще раньше, в 1904 г., Прокудин-Горский поспешил запечатлеть в цвете виды своей страны на всем ее протяжении. В этом году он снимал Дагестан, Черноморское побережье, Санкт-Петербургскую губернию. На следующий год (1905) химик совершает новую поездку, в ходе которой посещает Кавказ и Украину, в т.ч. Крым. В 1906—1907 гг. Прокудин-Горский посетил с научными (астрономическими) целями Туркестан, где попутно выполнил множество цветных фото прекраснейших старинных городов — Самарканда и Бухары. Впоследствии каждый год ученый предпринимал новую поездку по Российской империи, желая заснять как можно больше.

С этими планами Сергей Михайлович обратился в 1909 г. к государю, который одобрил проект и выделил ученому необходимый транспорт — пульмановский вагон, пароход, моторный катер и автомобиль. Попутно Николай II выдал чиновникам предписание всяческий содействовать фотографу в его миссии. К сожалению, за исключением транспорта и свободы действий, иной поддержки не предполагалось. С 1909 по 1914 гг., до начала Первой мировой войны, Прокудин-Горский колесил по стране за свой счет, чем привел свои финансы в весьма плачевное состояние.

К чести ученого надо сказать, что он сам счел оказанную ему поддержку вполне достаточной: «Государь ничего не сказал, потому что я ни о чем не просил. Министр ничего не говорил, потому что на это не было высочайшего повеления, а я считал, что предоставленные мне возможности в достаточной степени двигают меня по пути достижения моей задачи, а отчасти и даже опасался испортить дело».

Сергей Михайлович закончил свои дни в эмиграции в Париже, где умер 27 сентября 1944 г.

Прокудин-Горский и Горнозаводский район

За время этих многолетних странствий фотограф трижды посещал Урал. Побывал ли Прокудин-Горский на территории нашего района? Это трудный вопрос, но нам кажется, что побывал, и некоторые места будущего Горнозаводского района попали в счастливый список тех местностей, которые впервые в отечественной истории оказались запечатлены на цветных снимках.

Посещение наших земель произошло ровно сто лет назад, в 1912 г., когда Сергей Михайлович проплыл на моторном катере по Чусовой. Не все снимки чусовской экспедиции идентифицированы, есть среди них и совершенно загадочные фотографии, по которым не скажешь, где именно это снято. И все-таки два снимка немножко опознаются.

Во-первых, это легендарный Камень Красный у впадения Койвы в Чусовую. То есть недалеко от поселка Усть-Койва. Некогда этот природный памятник живописал П.П. Верещагин, и вот затем заснял Прокудин-Горский. С тех пор Камень почти не изменился, лишь «обветшал» с боков из-за неустанной работы дождей, да лес на его вершине поредел — как говорят, из-за пожара.

Туристы, турагенты и даже ученые (географы и историки) необоснованно относят скалу к какому угодно району Пермского края, кроме нашего. По всей видимости, происходит это вследствие ошибки: бойцов с таким же в точности названием полным полно в бассейне Чусовой. Но вот перед нами официальный документ — программа «Развитие туризма в Горнозаводском районе 2006—2010 гг.» (утв. решением Земского собрания от 30.03.2005 №50). И в этой программе тот Камень Красный, что близ Усть-Койвы, значится объектом туристского показа в Горнозаводском районе.

Второй спорный снимок — фотография складов некоего «Кусвинского» завода. Поскольку фото сделано на том же участке реки, причем, вероятно, сразу за скалой Красный, то возникает вопрос: о каком заводе идет речь? К сожалению, историки, изучающие наследие Прокудина-Горского, до сих пор повторяют ошибочное наименование «Кусвинский». Хотя совершенно очевидно, что здешние склады могли относиться лишь к даче Кусье-Александровского завода.

Эти две ошибки показательны. Горнозаводский район неплохо известен геологам, а вот «люди без горных молотков» о нем, как выясняется, почти ничего не слыхали. Иначе, не стали бы придумывать ни «Кусвинского», ни «Свинского» заводов вместо реального Кусье-Александровского, являющегося старейшим из здешних предприятий! Нас не знАют и не узнаЮт (или даже: не узнАют?). Обидно, что за полвека нас не удосужились нанести на карту, вместо этого относя наши объекты и поселения то к Чусовскому, то к Лысьвенскому районам.

Кого винить в этом безобразии? Никого, кроме нас самих. Мы привыкли довольствоваться тем, что район остается в центре внимания геологов и палеонтологов. Но вряд ли такое решение разумно. Правильнее будет постараться, потрудиться и сделать-таки район более узнаваемым для всех остальных.

А пока мы обращаемся к нашим, районным историкам, краеведам и туристам. В интернете доступны большие собрания фоторабот С.М. Прокудина-Горского. Познакомьтесь с ними и сообщите нам, есть ли на этих снимках другие места, которые сегодня входят в состав Горнозаводского района. Столичные специалисты с этой задачей попросту не справятся, поскольку ничего не знают о существовании нашего района. Остается последняя надежда — на вас, местные!


Путешествие-путеводитель "От Камы до Тагила. Горнозаводское направление"



Пермский клуб автопутешествий в контакте