День в музее

2012 » Март » 7

C января 2012 года каждое третье воскресенье месяца московские музеи, находящиеся в ведении Департамента культуры Москвы, работают бесплатно. Зачем это музеям? И есть ли интерес к инициативе со стороны публики? Корреспондент журнала "Профиль" попробовал разобраться в этом.

   Когда речь заходит о бесплатном посещении музеев, я всегда вспоминаю безумные майские "Ночи в музее". Из года в год в бесплатный майский день в музеях творится нечто невообразимое. Создается впечатление, что все остальное время люди то ли спят, то ли деньги экономят. В итоге из культурного события получается штурм Зимнего дворца: дикие очереди, недовольство смотрителей и… мертвый сезон до следующего мая. Конечно, третье воскресенье февраля прошло гораздо спокойнее. Введение в городских музеях ежемесячного бесплатного дня призвано нормализовать ситуацию. И зрителям экономия, и московским музеям хорошо. Впрочем, еще раз подчеркнем: речь идет о музеях городского, а не федерального подчинения - о Литературном, Академии художеств, современного искусства, Музее Востока и других. На федеральные музеи - Пушкинский, Третьяковку, Исторический, Политехнический - нововведение не распространяется.

   Итак, ровно в 14.00 - в разгар посетительской активности - захожу в Московский Дом фотографии (а с недавнего прошлого - Мультимедиа Арт Музей). Стою в очереди в гардероб тринадцатым. Передо мной - типичная для музеев современного искусства молодежная публика: молодые пары до тридцати, немало тинейджеров плюс несколько англоговорящих иностранцев среднего возраста. Номерки закончились, и часть людей из очереди отправляют на "минус 1-й этаж", то есть в подвал, где предупредительно устроен дополнительный гардероб. Но и он вскоре переполняется.

   "Народу сегодня в два раза больше, чем в обычный выходной, - с гордостью сообщает смотритель. - Но вы бы видели, что у нас на зимних каникулах творилось! Весь нижний этаж превратили в гардероб, в кинозале по четыре дополнительных сеанса показывали". Сотрудника явно радует ажиотаж в родном заведении.

   Между тем выясняется, что половина гостей даже не подозревает о бесплатном воскресенье. Приятный сюрприз ждет их прямо у кассы. Там стоит музейный работник в яркой одежде, с виду похожий на промоутера из супермаркета, и раздает бесплатные билеты. В обычный день взрослый билет стоит 250 рублей. "Чтобы народ ходил в музеи, надо снижать цены и рекламу давать больше", - в один голос заявляют посетители, опрошенные "Профилем".

   Несмотря на свободный вход, молодые больше одного музея в день не выдерживают, в отличие от старшего поколения. Например, пара пожилых дам включила Мультимедиа Арт Музей в свою большую культурную программу: "Мы только что были на выставке в Академии художеств, заглянули купить билеты в Центр Вишневской (он находится в нескольких метрах от Мультимедиа Арт Музея. - "Профиль") и подумали: а давай-ка зайдем к Свибловой. Раньше тут какой-то сарай был, а теперь - ну прямо дворец!"

   "Как вы думаете, что может сделать музеи популярными?" - спрашиваю я у одной из дам. "В школах рекламу надо давать, чтобы дети тащили родителей. Их родители - потерянное поколение. Когда моя дочь ходила в школу, их ни разу в театр не водили, Третьяковка целых 18 лет была закрыта на реставрацию. Она просто не знала, что это такое!"

   Может быть, стоит, как в Великобритании, все государственные музеи сделать бесплатными? Для этого требуется серьезная господдержка. Сегодня за каждого бесплатного посетителя московские музеи получат от департамента культуры компенсацию в размере полной стоимости взрослого билета. Так что сейчас каждый гость на счету. "Мы ведем строгий учет каждого бесплатного билета, - объясняет администратор музея Любовь Андреевна. - Они у нас номерные, и по окончании дня мы вычисляем, сколько было роздано. А пока можно сказать, что за полдня прошло более 1500 человек".

   В других столичных музеях - Дарвиновском, Есенина и многих других - та же история: посетителей в два раза больше, чем в обычный выходной. В Дарвиновском замечаю неспешно прогуливающуюся пару. Он - старший менеджер отдела запчастей, она - бухгалтер в табачной компании. Последний раз в музее были больше трех лет назад и теперь радуются как дети - кажется, сегодня у музеев появились новые фанаты.

   В Литературном музее им. Пушкина на Пречистенке по тамошним меркам тоже аншлаг. Обычно музей принимает и просвещает в тихих залах организованные группы школьников и продвинутых одиночек с аудиогидами, но чтобы в каждом зале одновременно разгуливали от двух до семи человек, да еще с детьми - это уж слишком. "Сегодня народу не то что в два - в десять раз больше, чем обычно, - признается смотритель. - За полдня раздали больше тысячи бесплатных билетов! И все об акции очень хорошо знают. Молодежь по Интернету узнает, пожилые люди музейные афиши смотрят. В общем, когда бесплатно - народ очень хорошо идет. Конечно, нагрузка сильно возрастает. За детьми опять же следить трудно". По лестнице спускается семья, только что побывавшая на выставке "Портрет неизвестного". "Мы только сегодня услышали по радио о бесплатном дне, - рассказывают они. - Нас дочка сюда привела после школьной экскурсии. Думали, что музей федеральный, а тут приятный сюрприз".
   "Что нужно сделать, чтобы люди чаще ходили в музей?" - задаю я свой дежурный вопрос. "Это сложная проблема", - отвечает глава семейства.
   Кто бы спорил...

   Молодежь в Литературном, наверное, самая изысканная: гости тихо плывут по музею, словно примеряя на себя роль пушкинских современников. Подхожу к высокому молодому человеку с артистичной внешностью поэта/художника/рок-музыканта. "Вообще-то я не особо интересуюсь искусством, музеями, - говорит он. - Просто услышал от знакомых, потом залез на сайт, нашел свободное время - оказалось, что музей действительно лучший в своем роде". Да, внешность обманчива...

   Правда, некоторые посетители признаются, что к Пушкину в гости не собирались. Шли мимо другого Пушкинского - на Волхонке, хотели зайти, но большие очереди на Караваджо отпугнули. Так что многие респонденты совершили путь вдоль бесконечной очереди и решили пойти на Пречистенку. Супружеская пара среднего возраста, коренные москвичи, проделала точно такой же путь от "Красного Октября". "Скажу вам как музыкант: самое главное - это заинтересовать зрителя, - признается один из супругов. - Есть невероятно талантливые певцы, которых никто не знает, потому что их не раскручивают. С музеями то же самое: будет информация о выставках, других мероприятиях, будут бесплатные дни - и люди станут чаще приходить в музей".

   Подхожу еще к одному посетителю. Александр, представитель малого бизнеса, честно признается, что раньше воскресенья проводил в торгово-развлекательных центрах: "У нас была с семьей целая традиция - до девяти утра закупиться, потом на завтрак по льготной цене, а потом в том же торговом центре в кино". Ну что ж, департамент культуры смело может записать на свой счет по крайней мере одну спасенную душу.

Андрей Райник

Путешествие-путеводитель "От Камы до Тагила. Горнозаводское направление"



Пермский клуб автопутешествий в контакте