Ящеры, мамонты и железные топоры: главные доисторические находки Пермского края

2013 » Июль » 29
В Оханском районе Пермского края палеонтологи обнаружили уникальную находку — скелет предка мамонта. Какие еще удивительные открытия были сделаны на пермской земле, узнал наш корреспондент.

Как нам рассказала зам директора по развитию Пермского краеведческого музея Татьяна Вострикова:«Предок шерстистого мамонта, а точнее трогонтериевый слон, жил на нашей территории более 300 тыс. лет назад. Данный вид является наиболее крупным видом слонов, когда-либо существовавшим на Земле. Вес такого слона мог достигать до 9-10 тонн, а высота тела (наиболее крупных особей) превышала 4 метров».

Впервые о предке мамонта стало известно работникам краеведческого музея еще в 2010 году от местных рыбаков: «К настоящему моменту часть скелета трогонтериевого слона доставлена в музей, где будет проходить специальную консервацию. Оставшиеся фрагменты планируется извлечь в следующем полевом сезоне. Ученые выдвигают версию о том, что «пермский» трогонтерий довольно взрослый самец, его возраст 50-60 лет, ориентировочный вес животного −6 тонн, бивни в диаметре больше 23 сантиметров» - рассказывает заведующая отделом природы краеведческого музея Юлия Глазырина.

После реставрации трогонтериевый слон появится рядом со своим потомком — пермским мамонтом — в Музее пермских древностей. По мнению работников музея «прадедушка» затмит своими масштабами знаменитого мамонта:«Это только в том случае, если нам удастся откопать скелет целиком, пока наши шансы 50 на 50» - рассказывает Татьяна Петровна.

Территория края интересна и палеонтологам и археологам. Не зря в истории Земли даже выделен целый Пермский период. «В 1920-1930 в Прикамье было открыто получившее мировую известность местонахождение ископаемых насекомых и растений Чекарда. К настоящему моменту из Чекарды описано более 200 новых, неизвестных ранее видов насекомых и более 200 новых видов растений. Среди находок последних лет из Чекарды прекрасная стрекоза или тараканосверчок.

В 1952 — 1960 гг. в Пермской области были проведены самые масштабные в СССР палеонтологические раскопки на Ежовском местонахождении (Очерский район Пермского края), где были обнаружено местонахождение пермских ящеров. Также были обнаружены более 10 новых групп организмов, многие из которых получили «пермские» названия: юркий хищник очерия — в честь города Очер, саблезубый ящер биармозух — в честь легендарной Бирамии.

Среди сенсаций последних лет — местонахождение ископаемых рыб, открытое на юге Пермского края.

Самая популярная находка пермских палеонтологов — мамонт, был найден в 1927 году благодаря внимательности детей: они играли у речки Сабанец (Верещагинский район) и обнаружили торчащие из берега «корни», которые оказались бивнями мамонта» - рассказывает Юлия Владимировна.

Человек появился и обосновался на нашей земле около 100 тыс. лет назад. И с тех пор на территории Прикамья появлялись и существовали людские поселения. Поэтому наша земля богата на археологические находки. На территории региона свыше 1800 памятников археологии.

Среди них знаменитые уральские писаницы — древние наскальные изображения, сохранившиеся на берегах наших северных рек.

Рядом с Березниками находится знаменитая Огурдинская стоянка каменного века — одна из самых крупных в Европе. В хозяйственном отношении стоянка Огурдино была базовым лагерем первобытной общины.

Любому археологу знаком Турбинский могильник, расположенный на высоком берегу Камы напротив устья реки Чусовой. Здесь археологи обнаружили масштабное захоронений мужчин с боевым инвентарем. Ученые до сих пор спорят о том, что это было за сообщество воинов. По мнению некоторых исследователей появление памятников турбинско-сейминского типа связано с миграцией плёмен воинов-коневодов-металлургов с территории Алтая на запад в сер. 2 тыс. до н. э. Подобные могильники были найдены и на других территориях.

Во всем мире известно Гляденовское городище, где обнаружены уникальные предметы пермского звериного стиля, ставшим символом и визитной карточкой нашего региона.

На средневековых могильниках предков современных коми собран богатый своеобразный материал: фрагменты лепных керамических сосудов, расписанных не уральским орнаментом, многочисленные бронзовые и серебряные украшения, стеклянные и каменные бусы, среди которых — представительная серия византийского импорта, разнообразные железные предметы, серебряные дирхемы, серебряные погребальные маски, предметы пермского звериного стиля.

Большое количество памятников, к сожалению, привлекает не только археологов, но и так называемых «черных копателей». Эти охотники за сокровищами разрушают самое ценное — культурный слой: «Представьте, что они обнаружили древнюю книгу, вырезали из нее иллюстрации, а страницы с текстом сожгли» — поделился начальник Камской археологической экспедиции Григорий Головчанский. По словам археолога урон, который наносят «черные» огромен: «Археологи раскапывают только те памятники, которым что-то угрожает, потому что методы постоянно совершенствуются и чем позже мы начнем раскапывать, тем больше информации сможем получить» — рассказывает Григорий Петрович.

Путешествие-путеводитель "От Камы до Тагила. Горнозаводское направление"