Прогулки по Перми. Театральный сквер

Театральный сквер начал обустраиваться в конце XIX века. Именно тогда здесь были высажены липы, часть которых сохранилась до нашего времени. 

Из исторических источников известно, что в 1-й пол. XIX в. плац-парадная площадь не была застроена и использовалась во время ярмарочных съездов – для приезжающих с хлебными и съестными припасами.

25 февраля 1874 г. Комитет по постройке Общественного театра в Перми, избранный собранием Городской Думы, определил: «Относительно выбора места для постройки театра – воспользоваться площадью при Гостином дворе, ниже существующего временного театра, согласно плану, представленному архитектором Карвовским, как единственно удобным и приличным для этого местом, оставляя, таким образом, без преждевременной разломки нынешний театр впредь до устройства нового»

25 мая 1878 г. строительство каменного здания театра было в основном завершено, но оставшиеся недоделки затянули сроки открытия театрального сезона до осени того же года. 11 апреля 1880 г. Дума утвердила отчет о постройке театра, представленный Распорядительным комитетом: «Отчет по постройке театра утвердить, а строителям выразить признательность за успешное ведение и окончание постройки театра».

В 1913 г., по сообщению В.С. Верхоланцева, каменное здание городского театра: «на вид довольно изящное здание, стоит посреди площади и окружено с трех сторон садом, находящимся от театра на небольшом расстоянии».

Много писавший в 1880-е гг. о городском театре корреспондент «Пермских губ. Ведомостей» под псевдонимом Б №7 писал, что городским властям следует обратить внимание на благоустройство площади перед театром, что «Главный подъезд к театру не имеет ни навеса, ни даже скромного зонта … приходится в случае дождя делать несколько шагов из экипажа к дверям по грязи, т.к. площадь перед театром даже не вымощена.

Для пешеходов, которых большинство среди театральных зрителей, нет сносного сообщения Сибирской и Обвинской улиц с театром, и это особенно чувствительно в ненастное время, когда дорога к театру изобилует ямами, наполненными грязью и водой, и, наконец, площадь перед театром освещена слишком малым числом фонарей».

В 1883 г. по настоянию гражданского губернатора А.К. Анастасьева городским управлением было произведено «озеленение города посадкой деревьев вдоль тротуаров на городских улицах, пустынная театральная площадь превращена в сквер».

В 1907 г. театральный сквер сильно изменился: вместо прежних лавок поставили удобные скамейки со спинками, устроили клумбы, обложенные белыми камнями; такими же камнями обложили все газоны вокруг деревьев. 9 июля 1907 г. был закончен постройкой фонтан в Театральном саду и пущен в действие. Согласно описанию фонтана и фотографиям, он представлял собой искусственно сложенный грот, где было установлено электросветовое оборудование: «Вода поднимается из каменного грота, выложенного в середине резервуара, сажени на две в виде столба мелких брызг, падающих на стенки грота. В самом гроте помещено электрическое освещение для получения световых эффектов, которые должны получаться в брызгах воды от электрического света, пропущенного через цветные стекла».

15 мая 1908 г. в собрании Городской Думы было принято решение в честь 50-летия освобождения крестьянского сословия от крепостной зависимости установить в Перми памятник–монумент, почившему «Царю-Освободителю Императору Александру II мощной и величественной фигурой его, которая бы всем своим существом внушала всем и каждому свои всеобъемлющие права и милости русскому народу, а также с размещением в надлежащих местах и видах главнейших сотрудников по введению этой драгоценной реформы и с рельефным начертанием там вышеприведенных многознаменательных слов «осени себя крестным знамением, русский народ, и призови себе на помощь свободный труд – залог твоего домашнего благополучия и блага общественного» и т.д.

Для установки памятника рассматривалось несколько мест, в частности, площадь перед Кафедральным собором, перед Воскресенской церковью (сейчас - пересечение ул. Луначарского и ул. 25 Октября) и сквер Багратиона (сейчас - им. Решетникова). Однако самым высоким и географически, и социально был признан Театральный сквер, как «место центральное и многолюдное».

В 1913 г. среди городских садов В.С. Верхоланцев упоминает «театральный сад, окружающий городской сад. В нем есть хороший фонтан и клумбы с цветами; в саду по праздникам играет оркестр музыки. В это время здесь можно наблюдать много детей. Особенно много публики посещает театральный сад весной, пока не открыт общественный сад, который открывается обычно с половины мая.

В сентябре 1918 г. в театральном сквере на углу ул. К. Маркса (ныне ул. Сибирская) и Коммунистической (ныне ул. Петропавловской), по сообщению вдовы героя гражданской войны С.А. Окулова Е.И. Окуловой, «около Гостиного двора в тополевой аллее в братской могиле были похоронены начальник Центрального штаба Красной Гвардии Павел Хохряков, уральский комиссар труда Степан Большаков, комсомольские активисты Катя Семенова, Огородников и ряд других товарищей, погибших в боях с белыми в 1918 г., в начале 1919 г. их могилы были разрушены колчаковцами и в 1920 г. вновь восстановлены. Спустя 10 лет, в 1929 г., при сносе Гостиного двора на субботниках по устройству сквера могила была срыта, переноса могил на другое место не было, следов могил в то время уже не сохранилось. 2 июля 1969 г. на этом месте был установлен памятник-бюст П.Д. Хохрякова (скульптор А.А. Уральский и арх. М.И. Футлик).

В 1924 г. городские сады – Набережный, им. Гоголя, Театральный и Красный – были сданы в аренду различным организациям с условием производства ремонта и благоустройства. Театральный сад сдан Союзу Совработников сроком на 4 года.

В 1929-1932 гг., после разломки здания Гостиного двора, на его месте силами комсомольцев г. Перми было произведено благоустройство и высажены деревья, место стало именоваться сквером им. 15-тилетия Уральского Комсомола. Спустя два года были произведены работы по благоустройству и Театрального сквера. 

Была разрушена и стоявшая в центре гостиного двора часовня во имя Николая Чудотворца, которая была построена в начале XIX века в память Отечественной войны 1812 года. На этом месте ещё в 1930-е годы "согласно наказам избирателей" задумали поставить памятник Ленину. И даже стали собирать деньги. Историк Олег Гайсин пишет, что президиум горсовета в своём решении от 2 февраля 1938 года признаёт, что "собранные с населения Перми в 1932-38 годы деньги в сумме 62 589 руб. 67 коп. на сооружение памятника В. И. Ленину безответственно растрачены", а 100 тыс. рублей, собранные на те же цели с населения Молотовского района (сейчас - Мотовилихинского), потрачены на строительство аэродрома. Решили установить памятник Ленину к 1 мая 1938 года, то есть немедленно.

Обратились к московским скульпторам. Те ответили в том смысле, что порядочный советский скульптор ради финансовой выгоды не работает, и в те сроки, которые устанавливает Горсовет, могут уложиться только "гастролирующие единоличники" и "скульпторы-рвачи".

Согласились с мнением порядочных советских скульпторов и отложили открытие памятника Ленину на срок "не позднее 1 сентября 1941 года". А там началась война, и к этому вопросу вернулись только спустя десять лет, в 1950-е годы.

14 октября 1954 г. в Комсомольском сквере, напротив Пермского Академического театра оперы и балета, на месте снесённой часовни во имя Николая Чудотворца был установлен памятник основателю советского государства В.И. Ленину по проекту скульптора Г.В. Нерода и архитектора И.Г. Тараева.

Без скандала, впрочем, не обошлось. Рассказывают, что к только что назначенному первому секретарю Молотовского горкома Борису Коноплёву пришли старые мотовилихинские большевики и сказали: "Борис Всеволодович, ты на своём горбу его в Мотовилиху понесёшь". Они считали, что памятник Ленину должен был быть установлен, конечно же, в Мотовилихе.

30 августа 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР за №1327 памятник В.И. Ленину в г. Перми в Комсомольском сквере был принят на государственный учет как памятник искусства Пермской области.

В 1959 г. при реконструкции Пермского театра оперы и балета Комсомольский и Театральный скверы были объединены в один зеленый массив. Архитектурный совет при главном архитекторе г. Перми, рассмотрев проект объединенного сада, разработанный проектным институтом «Гипроавиапром», который полностью игнорировал существующее озеленение и сложившуюся планировку, этот проект отверг.

Однако строительные организации при сдаче театра в эксплуатацию и проведении работ по благоустройству территории создали огромную асфальтированную площадь перед театром и построили ряд широких асфальтированных дорожек.

Горзеленстрою при разработке нового проекта планировки и озеленении сквера пришлось оставить эти изменения, что осложнило и связало новое проектирование.

Характерной чертой планировки скверов является их диагональная транзитность, которая была нарушена строителями при производстве работ по благоустройству в 1959 г.

При новом проектировании театрального сада Горзеленстрой (В.Л. Миндовский) преследовал основную цель: планировочно объединить Театральный и Комсомольский скверы в один сад; восстановить транзитное движение через сад по диагональным линиям от его северных углов; расширить два основных входа – от Облисполкома и почты, придав им большую парадность и расширить площадку у памятника Ленину.

Проект предусматривал постепенную замену устаревших тополей (возраста 60-70 лет, которые к началу 1960-х гг. начали отмирать) по периметру Комсомольского сквера, с заменой их саженцами крупных деревьев – 102 штук. В Театральном сквере, где к липе был подмешан ясень примерно того же возраста, отмирание шло еще интенсивнее. Из кустарниковых пород ценность представляла сирень в Комсомольском сквере, высаженная в 1930-е гг., однако ее посадки устарели, разросшись, они превратили открытый партерный сквер в сад с изолированными, закрытыми зеленью дорожками.

Проект Горзеленстроя предусматривал посадку под полог старых деревьев молодых теневыносливых деревьев. Кусты сирени сплошными стенами, окаймляющие дорожки Комсомольского сквера, проектировали превратить в отдельные кусты, через которые бы просматривались газоны с древесно-кустарниковыми группами. В южной части сада (быв. Комсомольский сквер) проектировалась посадка деревьев 2-й величины: цветущих и краснолистных кустарников и многолетников. Озеленение северной части сада (быв. Театральный сквер) проектировалось высокорослыми густо кровными деревьями, дающими много тени с групповым подлеском из кустарников, которая должна была располагаться группам, а не рядами. 
Ассортимент деревьев: вишня пенсильванская, черемуха Мака и виргинская, рябина, яблоня, груша, а также хвойные породы деревьев.

К сожалению, при проведении историко-архивных и библиографических работ не удалось выяснить, когда именно, ранее существовавший фонтан в виде грота (1907), был заменен скульптурным изображением чаши. 
Вероятно, это произошло во время реконструкции театра в конце 1950-х гг. В связи с начинаемым вновь строительством нового здания пристроя театра реконструкции подлежит и часть бывшего Театрального сквера, где, с 1907 г. расположен фонтан, с переносом его на новое место.

С 1993 года бывший Театральный сквер имеет официальное название - имени Дягилева. Это по-прежнему одно из самых значимых и красивых мест Перми. 

В 2009 году здесь был поставлен первый в мире памятник Пастернаку (скульптор - Елена Мунц). 

По материалам Газеты "Пятница / 2011-04-15" и metrosphera.ru

 

 

 


Путешествие-путеводитель "От Камы до Тагила. Горнозаводское направление"



Пермский клуб автопутешествий в контакте